Аристократическое достоинство личности: опыт самоопределения в русской философии культуры

При попытке самоопределения личности в российской философии культуры важной составляющей этого опыта становится понятие аристократического достоинства.

Так, по мысли русского философа К.Д. Кавелина: «личность, сознающая сама по себе свое бесконечное, безусловное достоинство, — есть необходимое условие всякого духовного развития народа» [4, с. 22].

Совершенно очевидно, что само понятие личности родилось в недрах христианского понимания человека, в его новозаветном превращении индивида в личность. Личность, как «лик» Божий. Введенное великими каппадакийцами [2; 3], понятие через новоевропейского «гражданина» [6] вернулось в новейшее время к своему изначальному значению.

Русский философ С.Л. Франк писал:

«… благая весть возвещала не ничтожество и слабость человека, а его вечное аристократическое достоинство. Это достоинство человека – и притом всякого человека в первооснове его существа (вследствие чего этот аристократизм и становится основанием – и при том единственным правомерным основанием – «демократии», то есть всеобщности высшего достоинства человека, прирожденных прав всех людей) – определено его родством с Богом. … Вся мораль христианства вытекает из этого нового аристократического самосознания человека…» [7, с. 124].

Само понятие аристократизма наиболее полно описал Н.А. Бердяев. В своем труде «О рабстве и свободе человека» философ разделяет понятие аристократизма в социальном и духовном аспектах.

«Нужно отличать аристократию в социальном смысле и аристократию в духовном смысле. Аристократия в социальном смысле образуется в социальной обыденности и подлежит законам социальной обыденности. В этом смысле аристократия принадлежит царству детерминизма, а не царству свободы. <…> Духовный аристократизм в отличие от аристократизма социального есть аристократизм личный, аристократизм личного благородства, личных качеств и даров. Персонализм предполагает аристократизм личных качеств, противостоящих всякому смешению с бескачественной массой, аристократизм свободы в противоположность детерминизму, под которым живет раса и каста» [1, с. 154].

Существенным рассуждением в данном случае является отрицание деления общественного устройства на различные страты, выделение отдельной касты как более аристократичной. Само понятие аристократизма – есть понятие культурное, изменение сознания, столп этого сознания, подтягивающий к себе и через себя привычки и нравы народа, который является «носителем» данной парадигмы.

Отрицается и положительность «сверхчеловека» Ф. Ницше. Последний есть антагонист аристократизму духовному, аристократизму как отрицанию своего превосходства над остальными.

Также, существенным замечанием становится невозможность культурного сохранения без христианских истоков культуры. Культурные основания, даже «атеистического» толка, все равно базируются на основных постулатах новозаветной морали.

Отрицание последней, по мнению многих мыслителей, и приводит к отторжению русской культуры. Приводит к социальной катастрофе.

Так, в результате революции 1917 года в России, по мысли В.К. Кантора, «подлинное христианство, как и подлинный марксизм, с их аристократически понятой личностью в качестве основы человеческого развития были сведены к механической функции идеологического обслуживания тоталитарного государства» [5, с. 67].

Таким образом, самоопределение личности в русской культуре философски соотносится с обязательным содержанием в индивиде аристократического достоинства личности, необходимости христианской новозаветной морали.

Список использованной литературы:

  1. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической метафизики. Париж: YMCA-Press, 1939.
  2. Григорий Богослов. Собрание творений: в 2 т. Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000.
  3. Григорий Нисский. Об устроении человека. / Пер., послесл. и примеч. В.М. Лурье под ред. А.Л. Верлинского. СПб.: Axioma, 1995.
  4. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры / Составление и вступительная статья В.К. Кантора. Подготовка текста и примечания В.К. Кантора и О.Е. Майоровой. М., 1989.
  5. Кантор В.К. Русский европеец как явление культуры (философско-исторический анализ). – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2001.
  6. Радищев А.Н. Полное собрание сочинений в 3 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1938. Т. 1.
  7. Франк С.Л. Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии. Париж: YMKA PRESS, 1949.

© А.В. Елькин, 2015

(Аристократическое достоинство личности: опыт самоопределения в русской философии культуры / Новые информационные технологии в науке: сборник статей Международной научно-практической конференции (1 ноября 2015 г., г. Уфа). / в 2 ч. Ч. 2 – Уфа: АЭТЕРНА, 2015. – 254 с. – С. 37 – 38).

Фото — pixabay.com

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*

Вставить формулу как
Блок
Строка
Дополнительные настройки
Цвет формулы
Цвет текста
#333333
Используйте LaTeX для набора формулы
Предпросмотр
\({}\)
Формула не набрана
Вставить

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: