Фалес Милетский

Фалес Милетский, живший в Ионии в начале VI века до нашей эры, первый из известных нам мудрецов, который предположил существование первопричины всего – «архе».

Сам термин архе, в понимании как «первопричина», скорее всего, ввел ученик Фалеса Анаксимандр, но саму необходимость и возможность первопричины, несомненно, использовал уже Фалес.

Именно в логическом выведение необходимости существования архе, то есть существования чего-то, что будет как-то связывать и обуславливать существование мира, являться его единой первопричиной, и кроется революционность такой мысли – именно так зародились истоки философии в том виде, как мы ее знаем.

«Большинство первых философов началом всего считали материальные начала, а именно то, из чего состоят все вещи, из чего они возникают и во что как в последнее они, погибая, разрешаются, причем сущность, хотя и меняется в своих проявлениях, остается. По этой причине они полагают, что ничто не возникает и не исчезает, ибо такое естество всегда сохраняется. Как про Сократа мы не говорим, что он рождается, когда становится красивым или музыкальным, не говорим, что он исчезает, когда теряет эти свойства, ибо остается субстрат — сам Сократ, точно также следует сказать, что не возникает и не исчезает все остальное, ведь естественная реальность остается — одна или больше — из чего все происходит, сама же она неизменна», — писал о мыслях первых философов, в том числе и про Фалеса, Аристотель[1].

Фалес Милетский «выбрал» началом всего, первопричиной – воду. Видя, что все существа вокруг питаются влажной пищей, «само тепло возникает из влаги и ею живет», он сделал логический вывод, что вода является началом всего, так как из нее все рождается.

Стоит заметить, что под «водой» Фалес понимал именно субстрат, архе, как после скажет Платон – идею, но в отличие от последнего Фалес не отрывал идею от материальных начал объективного мира, от физиса – его вода одновременно и реальная вода и субстрат, архе всего.

Видя хаос, невечность и приходящесть физиса, процессов в природе, Фалес искал его первопричину, остающуюся неизменной, понимая под природой, конечно, не то, что мы понимаем сейчас.

Самое важное открытие Фалеса заключается в поиске константы основы бытия, которая не подвержена изменениям и, соответственно, от которой можно оттолкнуться в понимании этого бытия.


 

1. Аристотель, Метафизика, книга 3, 10 — 14 фр. 12, Дильс-Кранц.

Фото — посмертный портрет Фалеса работы Вильгельма Мейера, основанный на бюсте IV века

<К оглавлению

© А.В. Елькин, 2022

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вставить формулу как
Блок
Строка
Дополнительные настройки
Цвет формулы
Цвет текста
#333333
Используйте LaTeX для набора формулы
Предпросмотр
\({}\)
Формула не набрана
Вставить

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: