Новоградство: опыт переживания жизни | Елькин Андрей

Новоградство: опыт переживания жизни

1.1.2. Опыт переживания Жизни

Описывая полюс жизни, Степун догматически использует категорию положительного всеединства, определяя данное понятие как некоторый «логический символ» [175, с. 109], чем подчеркивается мистическое начало жизни. Структура переживания жизни включает в себя три момента. Первый заключает в себе нивелирование внешних чувств человека, его познания от явлений внешнего мира. Во втором происходит погружение в безусловно единое, цельное и нераздельное «в то последнее и предельное жизни или Бога, что познается и сказуется исключительно тем, что многословно и многосмысленно утверждается как несказуемое и непознаваемое» [175, с. 104]. В третьем осуществляется отпадение от последнего единства и возвращение к бесконечному многообразию видимых и слышимых образов мира.

Понятие положительного всеединства определяется как трансцендентальная идея. Данная категория является лишь «просветом» полюса жизни, охватывающая последний как первопонятие, истоки которого не вскрываются философскими методами. Таким образом, положительное всеединство становится вектором, связующим алогичный полюс жизни и логическое понятие, пытающееся ухватить эту жизнь. Вектор разрывает логическую понятийную структуру для выбрасывания познающей мысли в метафизическую область.

Оправданность дуалистичности категории положительного всеединства определяется Степуном следующим логическим построением. Раз жизнь есть единство, то она не есть ни объект, ни субъект, ибо всякий объект есть не единство, но лишь часть единства, требующая своего восполнения субъектом, а всякий субъект есть также не единство, но лишь другая часть единства, требующая своего восполнения объектом[1].

Раз жизнь есть единство, то она есть нечто, безусловно избавленное от какого бы то ни было внутреннего расчленения и многообразия, ибо единство отличается от объединения тем, что оно мыслится как единство, принципиально стоящее по ту сторону вопроса о различии, но не как единство синтетическое, объединяющее в себе всю полноту всевозможных дискурсивных различий[2].

Определяя жизнь как единство, а единство как начало, не ведающее множественности и различия, Степун полагает жизнь как начало пустоты и логической бедности. Контроверзой ставится положение о наибольшем богатстве и конкретности жизни, и, тем самым, вскрывается деструктивное, иррациональное начало категории положительного всеединства. То, что едино, не может быть мыслимо как всеполагающее, а то, что может быть мыслимо как всеполагающее, не может быть мыслимо как единство. Таким образом, в понятии положительного всеединства схватывается не онтология жизни, но «лишь тот логический жест, которым, желая схватить жизнь, мы только снова и снова спугиваем ее» [175, с. 110].

Важен момент индифферентности переживания к своему объекту, так возрастание объекта до уровня мира не изменяет логическую структуру переживания, а лишь изменяет объем ознаменованного понятия, т. е. переживание полюса жизни одинаково при различных объектах переживания.

Отметим безусловную необходимость опыта переживания для последующего творческого когнитивного действия.


[1] Ср. Платон. Парменид 142 d

[2] Это тот тип единого, о котором говорит Платон в «Государстве» [VI 509 с], (первый тип единого), что оно «по ту сторону сущности», чистое «сверх». Ср. Плотин. Эннеады V 1, 8 [147]; Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука [105, с. 281]

<1.1.1. Переживание

1.1.3. Опыт переживания творчества>

<К оглавлению

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: